Одной из ключевых тем, которые обсуждались на совещании директоров школ и заведующих детскими дошкольными учреждениями 30 сентября, стало внедрение инклюзивного образования. О нем рассказала начальник управления образования Татьяна Коваленко.
И в советские времена, и до них существовала так называемая «медицинская модель», когда дети с особыми потребностями обучались и воспитывались только отдельно от здоровых детей. Затем наступил период интеграции, который заключался в том, что «особенные» дети получили право обучаться в общеобразовательных школах. Ровеньковский детсад «Лучистый» и ОШ №6 - яркий пример такой интеграции, который был отмечен даже на международном уровне.
Два года назад Украина присоединилась к Конвенции ООН «О правах инвалидов», которая содержит основополагающие принципы внедрения инклюзивного образования, но до сих пор этот термин мало кому знаком. Он означает, что все дети, независимо от их физических и умственных особенностей, могут посещать общеобразовательную школу и участвовать во всех процессах. И теперь не дети должны адаптироваться под реалии той или иной школы, а само учреждение образование должно подстраиваться под их потребности.
Плюсы в такой социализации особых детей очевидны. Малыши ощущают себя обычными людьми, быстрее развиваются, кроме того, окончив массовую школу, смогут получить и дальнейшее образование.
Есть плюсы и для обычных учащихся. В них воспитывается толерантность, они учатся дружить, помогать другим, решать вместе с ними нестандартные задачи.
Несмотря на очевидность положительных моментов инклюзивного образования, нельзя не сказать и о проблемах. И они носят как финансовый, так и чисто психологический характер.
Нужно выводить детей с индивидуального обучения в обычные школы. Но, как следовало из выступления специалиста отдела образования Елены Железняк, продолжившей тему встречи, среди ребят, к которым учителям приходят на дом, доминирует ДЦП. Это означает, что если такой ребенок придет в школу, для него нужно оборудовать пандус, лифт, туалет… Ему должен помогать ассистент. А где брать на все деньги? Пока неизвестно. И еще немаловажный аспект - требует корректировки и наш менталитет. Все имеют равные права, просто у некоторых особенные потребности. Нельзя от таких людей прятаться, их бояться, им нужно помочь стать полноправными гражданами страны. В связи с этим возрастает нагрузка на учителей, но по-настоящему мудрый педагог воспитает у детей чуткость, доброту, милосердие, достучится до сердец и родителей.
Елена Георгиевна продемонстрировала видеоролик из инклюзивной школы в Белой Церкви. Там все предусмотрено для нужд детей, создан положительный микроклимат общения, и никто из детей с особыми потребностями не чувствует себя ущемленным.
Пока таких школ в Украине единицы, но планируется, что со временем их станет больше. В Ровеньках первые этапы по внедрению инклюзивного образования, кроме ОШ №6, проходит также девятая школа, где с особенными детьми будут заниматься дефектолог, логопед, создан кабинет лечебной физкультуры и пр.
Никто не застрахован от болезни и несчастья. И очень хочется верить, что наше общество когда-нибудь станет действительно цивилизованным и гуманным, и проблемы инвалидов будут решены не декларативным путем, а посредством конкретных действий.