ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ ЗА-ЗА-ЗА-ИКАТЬСЯ - 22 Октября 2013 - ВПЕРЕД-РОВЕНЬКИ
Четверг, 23.03.2017, 18:29
Приветствую Вас Гость

ВПЕРЕД-РОВЕНЬКИ



Главная » 2013 » Октябрь » 22 » ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ ЗА-ЗА-ЗА-ИКАТЬСЯ
ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ ЗА-ЗА-ЗА-ИКАТЬСЯ
08:50

…Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Брюса Уиллиса и Исаака Ньютона? Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались! Такой дефект речи не помешал этим людям стать известными и реализовать себя в тех сферах, где требуется умение красиво говорить.

Кстати, у людей с заиканием даже есть свой собственный день, который отмечается 22 октября. Он введен при поддержке Международной ассоциации заикающихся людей, позиционирующей себя как «рупор всех заикающихся людей на международном уровне».

Но стоит разобраться, почему же возникает этот странный дефект речи и можно ли от него избавиться? Для этого давайте обратимся, так сказать, к истокам и изучим причины возникновения заикания у детей, а также методы, с помощью которых этот недуг можно побороть.

В заикании виноваты гены?

Некоторые люди страдают заиканием вовсе не из-за перенесенных в детстве психологических травм или неврозов. Дефект речи заложен гораздо глубже, в генах. По крайней мере, к такому выводу пришли американские ученые. Специалисты Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств США изучали в Пакистане семьи, члены которых из поколения в поколение заикались. У таких страдальцев было найдено несколько типичных мутантных комбинаций генов, которые пагубно влияют на способность мозга управлять голосовыми связками. Такое нарушение как раз и приводит к заиканию.


Логопед. Комплекс мер и аутотренинги

Однако наследственность наследственностью, но большинство специалистов придерживаются традиционной точки зрения и считают, что заикание успешно лечится - комплексными методами, с привлечением и медиков, и психологов, и логопедов.

Логопед ДУУ «Ладушки» Елена Шевченко считает, что причин заикания много и, вопреки сложившемуся мнению, испуг - не главная среди них. Инфекционные заболевания, такие, как корь, скарлатина и дифтерия, также могут привести к заиканию. Среди других причин – общее недоразвитие речи, чрезмерная речевая нагрузка, что чаще присуще маленьким детям, подражание (если кто-то заикается, ребенок может перенять это), длительное стрессовое состояние, нарушение звукопроизношения и эмоциональная перегрузка.

Как правило, говорит логопед, ребенок начинает заикаться при стечении нескольких причин. Но важно и то, что если ребенок изначально предрасположен к заиканию, то он может начать заикаться в любом возрасте. 

И проявится недуг в благоприятных для него ситуациях, как правило, чрезвычайных или стрессовых. При этом они могут быть не только отрицательными, но и положительными. И радостные события выбивают ребенка из колеи – выводят из состояния равновесия.

Чтобы справиться с заиканием, изначально нужно снять стресс, успокоить ребенка. Для этого и нужен комплексный подход. Врач-невропатолог может назначить курс медикаментозного лечения, беседы с психологом помогут человечку поверить в себя, убедят, что он в силах побороть недуг. А логопед научит методикам и их правильному применению на практике.

В частности, в случае неуверенности в себе очень помогают аутотренинги - приемы самовнушения. Рекомендовано проводить их утром и вечером. Мы приводим пример сеансов, которые больше подходят подросткам. Для маленьких детей они должны быть более легкими.

Итак, вечерний сеанс самовнушения: «День закончился. Он прошел успешно, хотя были и трудности. Сегодня я говорил увереннее, чем вчера. С каждым днем моя речь становится все лучше. Я меньше волнуюсь, говорю смелее, увереннее. С каждым днем я все лучше и лучше управляю собой. В моей речи становится меньше лишних слов, все ровнее становится дыхание. Завтра я проснусь бодрым и отдохнувшим. Буду говорить плавно, четко, выразительно».

Утренний сеанс: «Я бодр. Я хорошо отдохнул. У меня хорошее настроение. Сегодня я постараюсь добиться новых речевых успехов. Буду спокоен, говорить буду уверенно и смело. Постараюсь говорить хорошо там, где мне вчера было говорить трудно (сказать о конкретной ситуации). Сегодня буду говорить плавно, четко, выразительно».

По словам Елены Шевченко, чтобы побороть заикание, человеку необходимо соблюдать несколько правил:

1. Во время речи смотреть в глаза собеседнику.

2. Следить, чтобы во время речи не было эмоционального напряжения.

3. Прежде чем начать говорить, подумать, что хочется сказать.

4. Перед речью сделать вдох и затем говорить плавно на выдохе (для этого логопед учит детей диафрагменному дыханию).

5. Воздух в основном расходовать на гласные звуки. Выделять ударные гласные.

6. Четко артикулировать все гласные звуки.

7. Строго выдерживать паузы между предложениями.

8. Длинные предложения нужно делить на смысловые отрезки по 3-4 слова; между ними – пауза и новый вдох.

9. Все слова в предложении говорить слитно, как одно длинное слово (как бы нанизывая слова ни невидимую ниточку).

10. Говорить четко, громко, выразительно.

В логопедии для борьбы с заиканием существует целый комплекс мер. Они направлены на постановку дыхания ребенка, артикуляционную коррекцию, работу с силой голоса и самим голосом и другие.

Но есть так называемая «скорая помощь» для родителей. Если ребенок начал заикаться, нужно обратиться к логопеду, психотерапевту или невропатологу. Одновременно желательно ограничить речевое общение до минимума, вплоть до перехода на время на язык жестов и рисунков, превратив такое общение по возможности в увлекательную игру. Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки. В этот период необходимо проявить максимальное душевное тепло и ласку в отношениях с ребенком.

Психологи - эмоциональная устойчивость

Психологи в свою очередь в борьбе с заиканием тоже большое внимание уделяют эмоциональной стороне вопроса.

По мнению специалистов, общая тенденция у детей 4-7 лет такова: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли.

Сложные по смыслу предложения ребенок еще не может четко произнести - возникают запинки или неразборчивая речь. На этой почве может возникнуть невроз.

Известно также, что заиканием часто страдали так называемые переученные левши. Изучив этот феномен, медики пришли к выводу: вынуждая детей пользоваться правой рукой, родители и педагоги вызывали сбой в работе полушарий головного мозга. У левшей, в отличие от праворукого большинства, ведущим полушарием является правое.

Также причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п.), травмы психологического характера: чрезмерная строгость родителей, даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.

Возникающие волнение, переживание, чувство страха - это симптомы невроза, который нарушает баланс речи. Полностью избавиться от заикания у ребенка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных рекомендаций. Упустите момент - придется лечить 5-10 и более лет.

Чтобы победить заикание, психологи рекомендуют придерживаться нескольких принципов.

Принцип 1. Родители должны начать с себя. Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные трудности, переносятся на семейные отношения. Частые семейные ссоры, сопровождающие их крики также могут являться причиной. 

Все можно поправить! ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения! Дайте себе слово изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ и ради восстановления речи ребенка настройте себя: никаких ссор, скандалов, грубых слов.

Принцип 2. Ограждайте ребенка от других травмирующих факторов: громкая музыка, современные мультфильмы, фильмы жанров «боевик» или «ужастик», даже шуточные «страшные рассказы» и т.д. Ребенок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и бояться.

Принцип 3. Выявлять и объяснять внутренние страхи. Разобранный «по полочкам» страх уже совсем не страшен. Ответив на вопросы о фобии, ребенок перестанет бояться.

Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ, доказательство своей любви. Это один из важнейших принципов. Поговорить и объяснить, что папа (мама) очень любит своего малыша, заботится о нем! Его проблемы небезразличны, он может обращаться к вам по любым вопросам, все, что вы можете - сделаете.

Принцип 5. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах! Бывает так: вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик. Спешка - враг. Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам - в любых других случаях.

Принцип 6. ХОРОШИЕ СЛОВА. Детский возраст - это возраст открытий и поиска. К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребенок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. Объясните ребенку, что эти слова нельзя повторять. Ведь кто их не повторяет, тот не запинается!





Просмотров: 262 | Добавил: rijik | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
КАКУЮ ПРОБЛЕМУ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДОЛЖЕН РЕШИТЬ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА?
Всего ответов: 23
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz